Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев или арестом на 3 месяца (ст. 214 УК РФ).
На самом деле, общественное понятие вандализма значительно шире, чем сказано в ст.214 УК РФ, его проявления имеют различную юридическую квалификацию и регламентируются
другими статьями Уголовного Кодекса. Такие разрушительные и циничные поступки, как: уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов, предметов и документов, имеющих историческую и культурную ценность, содержат состав преступления, предусмотренный ст. 243 УК РФ.
Анализ криминогенной обстановки показывает, что в период с 2020 года по текущий период на территории г. Кольчугино и района совершено 8 преступлений данной окраски.
Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет, именно поэтому законодатель относит вандализм к числу преступлений, за совершение которых законодательством установлен пониженный возраст привлечения к уголовной ответственности, если за большинство преступлений ответственность наступает с 16 лет, то за вандализм лицо может быть привлечено с 14 лет. При недостижении возраста уголовной ответственности подростков, законные представители привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей).
Разрушения считаются для несовершеннолетних развлекательным время провождением. Как правило, у несовершеннолетних проявление вандализма носит групповой характер, часть антиобщественных проявлений несовершеннолетних возникает на межнациональной основе.
Значительные факторы, влияющий на агрессивное, разрушительное поведение:
- это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. В основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер.
- статусная мотивация, стремление завоевать свой личный авторитет среди сверстников, друзей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение вандализма даже благополучного подростка.
- немаловажную роль в развитии подросткового вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.
- гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.
Вывод: при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений.
Врио начальника ОДН ОМВД России
по Кольчугинскому району
майор полиции Е.А. Колчанова